Научно-методическая деятельность

  • Цель и тема моего самообразования.
  • Используемые образовательные технологии и методы. Примеры из опыта работы.
  • ИКТ в образовательном процессе. Методические разработки.
  • Использование современных образовательных технологий по уровням. Открытые уроки. Мастер-классы.
  • Список литературы для самообразования.
  • Мои научные публикации (ссылка на просмотр).

С 2015 по 2018 гг. моя научно-методическая деятельность была тесно связана с условиями работы и спецификой Школы Совместной Деятельности( МБОУ СОШ№ 49):  в общеобразовательной школе, где обычно класс состоит из учащихся с разным уровнем восприятия материала, мышления, воображения, психического и физического здоровья, а также знаний, темпом работы, мотивацией к обучению и интересов.  Когда я пришла работать в школу № 49, я увидела, что у детей недостаточно развита память, внимание, которые необходимы при изучении любого иностранного языка, в частности, английского языка. Я задалась вопросом: «Как создать такие условия, чтобы дети могли больше запоминать слов, не бояться выступать перед публикой?». И тогда я начала предлагать скороговорки, стихотворения, экранизацию и театрализацию ученикам в урочной и внеурочной деятельности. Дети заинтересовались и начали справляться с поставленной задачей, так у меня возникла идея создания клуба «Английский в действии». Я поняла, что театрализация выступает своеобразной формой организации совместной деятельности для развития познавательной активности и творческих способностей учащихся. Поставленный результат был достигнут: в клубе по английскому дети успешно занимались и активно участвовали в постановках и декламирования стихотворений, а также самостоятельно записывались на участие в образовательных событиях и/или проектную деятельность по английскому языку (о чем свидетельствует обилие грамот победителей и призеров по разным конкурсам в разделе “Результаты профессиональной деятельности”).

С 2018 года по настоящее время работаю в МБОУ “Гимназия ” 16 “Французская”. Школа с изучением двух иностранных языков (французский и английский). С начала работы обратила внимание, что дети активно развиваются во всех направлениях и заняты в разных внеурочных секциях и кружках, однако участие в каких-либо образовательных событиях (олимпиадах или конкурсах по английскому языку очень низкое, однако дети больше участвуют и уверены показать свой уровень по французскому языку). Первый раз столкнулась с конкуренцией в плане преобладания одного языка над другим. Поскольку контингент детей очень разный: есть дети, которые с первого раза умеют выделить нужную информацию, а некоторые не могут, и, конечно, в каждой школе есть дети с образовательными трудностями, которые не успевают за темпом урока.

Поэтому цель моего самообразования: повысить интерес к английскому языку  через лингвострановедение, пение и проектную деятельность; развитие коммуникативной компетенции путем и внеурочных формах преподавания английского языка.

Тема самообразования звучит следующим образом: Развитие памяти и творческой активности школьников путем использования ЭОР технологии, организации совместной деятельности на уроках  и внеурочных формах преподавания английского языка.

Задачи:

  • формировать личностные, метапредметные и предметные учебные действия через урочную и внеурочную деятельность;
  • развивать коммуникативные универсальные учебные действия творческие способности школьников, повышать мотивацию;
  • развивать проектную деятельность детей по английскому языку;
  • работать с одаренными детьми по подготовке к образовательным событиям разного уровня;
  • способствовать успешной социализации школьников через расширение границ социума.

Для осуществления поставленных задач и реализации темы самообразования администрацией школы, социальными партнерами, родителями  и учителем созданы условия, в которых развиваются коммуникативные компетенции обучающихся, обогащая, тем самым, иноязычный опыт общения:

  • Материально-технические. Наличие в кабинете английского языка учебно-методических комплектов, компьютера, колонок, проектора /интерактивные доски Smart Board контрольно-измерительных материалов, CD-дисков, словарей, художественной литературы, раздаточного и дидактического материала. Класс за мной закреплен, однако есть необходимость (разное количество учеников) передвигаться по разным кабинетам. В библиотеке есть доступ для печати и сканирования нужных документов и заданий для урока.
  • Информационно-цифровые. Аудио и видеоматериал по всем классам, презентационный и иллюстративный материал, контрольно-измерительные тесты по тематике каждого курса.
  • Кадровый потенциал педагога. Наличие высшего образования и диплома магистра, системы повышения квалификации.

Как было сказано выше, я работаю в гимназии, где обучаются дети, которые ездят издалека и по месту жительства. В школу приходят дети с разным уровнем мотивации к обучению, с разным уровнем подготовки и с разным уровнем психического и физического здоровья. В соответствии с этим я выбрала и использую наиболее эффективные технологии обучения английскому языку, для создания условий, вовлечения все учеников в образовательный процесс и направленных на развитие их познавательной активности и обогащение иноязычного опыта общения. Кроме того выбор данных технологии я связываю с результатами, предъявляемыми ФГОС,  а именно с формированием УУД. Ниже представлены технологии, используемые мной на уроках:

Таблица 2. Используемые образовательные технологии и методы:

Обучение в сотрудничестве

Проектно-исследовательская деятельность

Проблемное обучение

Разноуровневое обучение

ИКТ технологии

Технология театрализованной деятельности

Технология развития критического мышления

Технология портфолио

Геймификация

Данные технологии и приемы по организации совместной деятельности эффективны в условиях ФГОС, при разработке учебных занятий использую задания интерактивного и коммуникативного характера.

С целью стимулирования  повышения мотивации на уроке и вне урока, я использую технологию совместной деятельности, а именно обучению в сотрудничестве (парной и групповой работы), т.к. именно она помогает инсценировать диалоги, преодолеть боязнь представления результатов, обучает работать в команде и оказывать взаимопомощь.

Результатом стала победа группы команды 7 класса на конкурсе театрализованных выступлений “Калейдоскоп английских книг” в 2016 г.: 

Победа была достигнута с помощью использования следующей методики:

Процесс работы над постановкой, как правило, начинается с обсуждения, прогнозирования и просмотрового чтения, которое включает в себя следующие этапы:

  1. Обсуждение;
  2. Прогнозирование (эмоциональное воздействие);
  3. Просмотровое чтение аутентичного текста;
  4. Корректировка и заучивание правильного произношения новых слов;
  5. Изучение информации об авторе, его стране и содержания книги (ключевые события постановки);
  6. Продумывание обучающимися героев постановки, эмоций, выражение лица (рисунки, образы, костюмы и т.д.);
  7. Просмотр фильмов/мультфильмов по тексту;
  8. Чтение адаптированного текста / составление сценария;
  9. Продумывать своего героя, его;
  10. Совместное продумывание сценария и работа над необходимыми декорациями;
  11. Множественные репетиции. Пробное выступление перед «своими» зрителями.

Более подробно с этой информацией можно познакомиться в сборнике научных трудов:  Использование театральной деятельности во внеурочной работе. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (26 октября 2016г.), г. Томск, 2016 (Смотри: ссылка на сайт)

 

Мои методические материалы:

Результатом использования ИКТ-технологий стало создание собственного сайта раздел “Онлайн курсы“,  раздел “Обучающимся“,  https://ekaterinatop.jimdo.com/ (сейчас он не обновляется, так как вся информация на личном сайте inlang.ru) и цифровых авторских продуктов на разных образовательных платформах:

http://learningapps.org

https://docs.google.com/?hl=ru

https://popplet.com/

https://prezi.com/

презентации для уроков на сайте (работы учеников) Наше творчество (МБОУ СОШ №49) и Галерея (МБОУ СОШ № 49, г.Томск; МБОУ “Гимназия №16 “Французская”).

 

Сайты-помощники:

Считаю необходимым перечислить сайты, с которыми я работаю:

Данный список всегда немного меняется и расширяется. Если Вам интересен мой список полезных ресурсов, с которым я работаю в настоящее время, предлагаю Вам перейти по ссылке (Распространение педагогического опыта) (г.Новосибирск). 

В гимназии разрабатывают онлайн-курсы на платформе moodle. В 2018г. вела уже разработанный курс по английскому языку для 4 класса в проекте «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области» РСДО НСО (https://rsdo.oblcit.ru). Так же я использую образовательную среду «Google Classroom» для дистанционного обучения учеников (https://classroom.google.com), которые болеют,  находятся на индивидуальном обучении, для учеников 10-11 класса, которые реализуют индивидуальную образовательную траекторию, обучаются по индивидуальному учебному плану  и выбирают сдачу английского языка в форме экстерната, а  также я использую его в дни морозов и карантина. По электронной почте я высылаю детям конспекты уроков, ссылки в интернете, где можно прочитать материал с объяснением темы и задания к этой теме. Дети выполняют задания (кроссворды, презентации) и высылают мне на проверку. Я, в свою очередь, проверяю работы и делаю комментарии к ним. Результатом эффективного использования выбранных технологий также считаю стабильную количественную и качественную успеваемость за последний год. 

 

Результатом работы эффективного применения выбранных технологий считаю:

  • на городском уровне:

авторские дидактические и контрольно-измерительные материалы, которые размещены на авторском сайте перейти на страницу (“Обучение”) и перейти на страницу (Несколько разработок на jimdo.com)

Мной было проведено 4 открытых урока.

Таблица 3.  Использование современных образовательных технологий (2015-2017 гг.)

№ п/п Современные образовательные формы, технологии и (или) методики Цель использования технологий и (или) методик Результат использования технологий и (или) методик.
1 Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) Активное использование языковых средств для решения коммуникативной задачи. Представление опыта работы. Создание методической разработки по уроку-заданию.                                   
2 Модель «Урок-задание» Стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений. Представление опыта работы в рамках  школьного семинара. Создание методической разработки «Урок-задание».
3 Модель «Урок-проблематизация» Обучение  целеполаганию и планированию. Формирование познавательных УУД Представление опыта работы в рамках  школьного семинара. Создание методической разработки «Урок-проблематизация».
4 Модель «Урок- диалог» С помощью диалога мы выстраивали свою работу, опираясь на личный опыт и собственное восприятие. Представление опыта работы в рамках регионального семинара ТОИПРО программы ПК. Создание методической разработки «Урок-диалог».

 

А также опыт в форме мастер-классов:

25 марта 2016 г. мастер-класс по теме «Урок иностранного языка как учебное задание» в рамках курсов ПК ( “ТОИПКРО”, г. Томск );

27 марта 2018 г.  мастер-класс по теме “Особенности организации внеурочной деятельности по иностранному языку” на курсах повышения квалификации “Методика обучения иностранному языку в основной школе с учётом требований ФГОС ООО” (“ТОИПКРО”, г. Томск);

21 ноября 2018 г.  мастер-класс по теме “Работа с аутентичными текстами на уроках английского языка” (смотрите на сайте ГЦРО: ссылка на новость).

  • на региональной научно-практической конференции «Иностранный язык как средство коммуникации и познания мира» было присужден диплом за 1 место:на региональном уровне:

Смотреть текст доклада (Essay_Topko)

  • на международном уровне:
  • Использование театральной деятельности во внеурочной работе. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (26 октября 2016г.), г. Томск, 2016(Смотри: ссылка на сайт)
  • Модели организации совместной деятельности педагога и детей на уроках и занятиях по английскому языку. Материалы всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 85-летию факультета иностранных языков ТГПУ (29 ноября 2016г.), г. Томск, 2017 (Смотри: ссылка на сайт)

С целью применения /использования этих инновационных технологий на уроке для вовлечения всех детей, я изучила и продолжаю изучать следующую литературу:

  1. Федеральный государственный стандарт Основного общего образования [Электронный ресурс] / режим доступа www. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938
  2. [Текст] / ЭвереттШостром ; перевод с английского [А. Малышевой ; предисловие Л. Карпенко и А. Петровского]. – Минск : Полифакт,   1992. – 127 с.
  3. [Текст] : социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. – Москва : Издательство Московского университета,   1990.  – 239 с.
  4. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
  5. Костюкевич Е. Ф. Внеклассная работа по английскому языку на примере работы школьного кружка “Английский театр “Silverbox” в МОУ СОШ № 3 г.Салехарда [Электронный ресурс] / режим
    доступа www. URL: http://festival.1september.ru/articles/550367
  6. Петрова Н. Н. Направления и формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс] / режим
    доступа www. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/06/19/napravleniya-i-formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-ramkakh
  7. Рыкалин А. Ю. Театр как одна из форм организации внеурочной деятельности детей [Электронный ресурс] / режим
    доступа www. URL:http://pedsovet.su/publ/115-1-0-4761
  8. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.
  9. Образовательное содержание совместной деятельности взрослых и детей в Школе: управление и становление. Книга 7 /Под ред. Г.Н. Прозументовой, С.И. Поздеевой. – Томск, 2015. – 288 с.
  10. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение »: в 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – Кн.1. – 174 с.
  11. Поздеева, С. И. Типология уроков в концепции педагогики совместной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (PedagogicalReview). 2016. Вып. 3 (13). С. 36-41
  12. Педагогическое общение // Л.Д. Столяренко. Педагогическая психология для студентов вузов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – С. 238-247
  13. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва : Академия, 2006. – 416 с.
  14. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. – Москва: Просвещение, 1996. – 146 с.
  15. Игры современных тинейджеров : ролевые и социально-моделирующие игры / сост. Г. И. Нетреба. – Волгоград : Учитель, 2013. – 219 с.
  16. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. Учимся общаться с ре­бенком. – М., 1993.
  17. Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. – М., 1995.
  18. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
  19. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Методы воспитания//Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1977.-Т. 1.

А также слушаю образовательные подкасты, например:


Анализируя свою деятельность на уроке, я особое внимание уделяю мотивации детей к предмету. В своей работе я использую разные методики диагностики мотивации учеников к предмету: анкетирование детей, рефлексивные карты и тексты детей, опрос родителей. Хотелось бы представить результаты этих диагностик. Анкетирование учеников я провожу 1 раз в год.

Таблица 4.  Наличие позитивной динамики интереса к предмету

Вопросы анкеты2015-2016 уч.год2016-2017 уч.год
 80 чел.80 чел.
1. Настроение, с которым я иду на урок:  
страшно, плохое настроение53
хорошее настроение7070
2. Как считаешь, нужно ли изучать английский язык? Пригодится ли он тебе в жизни?  
Да7072
Нет108
3. Я стараюсь заниматься на этом уроке потому, что:  
боюсь получить «2»108
заставляют родители55
пригодиться в будущем5560
нравиться общаться с учителем6065
я узнаю много нового6570
мне интересно на уроке6570
строгий учитель75
4. Интересуешься ли занятиями на английском языке вне школы (кружков на английском языке, английских клубов и т.п.)?  
Да, конечно3033
Нет5047

Комментарий. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что уменьшилось количество детей с 5 до 0 учеников, которые приходят на урок с плохим настроением, и увеличилось  количество  тех,  кому нравится урок и интересно работать на уроке с 55 до 70 учеников.  Также  обращает на себя внимание тот факт, что большинство детей понимает, что английский язык пригодится им в будущем этих детей 70 человек.

Результаты анкетирования доказывают целесообразность использования мною данных технологий.


Моя научно-исследовательская работа:

Имеется 10 научных публикаций, с которыми вы можете познакомиться по ссылке:  Открыть статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *